Среда, 26.07.2017, 03:39

Приветствую Вас Гость | RSS

ГЕНОЦИД АРМЯН

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [20]
Статистика
Главная » Статьи » Статьи

Итоги геноцида армянского народа

Итоги геноцида армянского народа

24 апреля 1915 года в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты. Полностью была уничтожена целая плеяда виднейших деятелей армянской культуры. В списках подлежаших аресту оказались люди разных политических взглядов и профессий: артисты, бизнесмены, врачи, духовенство, журналисты, музыканты, писатели, политические лидеры, учителя, юристы. Они все были одной национальной принадлежности и положения в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице до конца мая. Обвинений задержанным не предъявляли, просто задерживали.

Уже начиная с февраля-марта из провинций стали сообщать об арестах и убийствах армянских лидеров, но полномасштабное уничтожение армянской элиты по всей стране началось именно с константинопольских арестов. В апреле–мае были арестованы армянские профессора и деятели культуры в Ване, о чём сообщали американцы. В Харпуте в июне-июле первыми в геноцидальный молох попали представители армянской интеллигенции.

Цель акции уничтожения была - обезглавить армянскую диаспору, лишить армянский народ шанса самоорганизации перед лицом опасности, его полного истребления. Первыми ликвидировались представители элиты, после этого уничтожали остальных.

В Константинополе аресты проводили тихо, без лишнего шума: к одним приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома последовать в участок "буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов”, к другим приходили ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города. Многие люди, не связанные с политикой и считающие себя лояльными подданными Османской империи, представить не могли, что их ожидает в ближайшем будущем. Было и такое, когда те, кого полицейские не заставали дома, сами приходили в полицию узнать, что понадобилось от них властям.

Среди арестованных находился профессор Тиран Келеджян, который преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету "Сабах”. Будучи доставленным в лагерь для интернированных, Келеджян узнал в начальнике лагеря одного из своих бывших учеников. Тот тайно предупредил профессора, что получен приказ за подписью Талаата об уничтожении заключенных, и посоветовал ему выбираться из лагеря любой ценой. Келеджян ничего не сумел предпринять для своего спасения и его убили по дороге в Сивас, куда он был отправлен, чтобы предстать перед военным трибуналом.

Из 291 узников лагеря выжили лишь сорок человек. В числе этих сорока был и великий армянский композитор и музыковед Комитас. После ареста ему разрешили вернуться в Константинополь благодаря личному вмешательству принца Меджида, чьей жене он раньше преподавал музыку. Но потрясения, пережитые им во время ссылки, не прошли даром: атмосфера постоянного страха, наполнявшая город, чувство вины за оставшихся в лагере на верную погибель друзей, одиночество — все это вызвало у Комитаса помутнение рассудка. Он умер в 1935 году в Париже, в психиатрической клинике, где провёл свои последние девятнадцать лет.

В течение нескольких недель только в Константинополе было арестовано около 800 армян, из которых уже к концу лета многих не осталось в живых. Жертвами младотурецкого террора стали писатели

Даниэл Варужан,

Сиаманто,

Рубен Зардарян,

Рубен Севак,

Арташес Арутюнян,

Тлкатинци,

Ерухан,

Тигран Чекурян,

Левон Шант и многие другие...


Позднее арестовали и уничтожили депутатов от партии Дашнакцутюн в османском парламенте: Вардгеса, Хажака, писателя и публициста Григора Зограба...

Армян, положивших свои жизни на алтарь освобождения Турции от султанского деспотизма, безжалостно истребляли вчерашние соратниками по революционной борьбе.

Геноцид унёс тысячи священнослужителей: от простых священников до архиепископов. «…епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха. Трапезундский архимандрит Геворк Турян, сосланный военным судом Карина, убит в пути; … архимандрит Байберда Анания Азарапетян был повешен по решению местных властей; архимандрит Муша Вартан Акопян умер в тюрьме, избитый палками; архимандрит Тигранакерта Мкртич Члхатян умер в тюрьме от пыток … » — сообщает 28 декабря 1915 г. патриарх западных армян архиепископ Завен главе епархии в Америке архимандриту Вегуни.

Младотурецкий режим весной–летом 1915 года нанёс армянскому народу беспрецедентный по своей разрушительности удар.

Именно поэтому сегодня по всему миру армяне отмечают 24-е апреля как день поминовения жертв геноцида. В Армении в этот день десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида - на холме Цицернакаберд в Ереване, а в армянских церквях во всех странах мира проводятся траурные службы.

Человеческие потери армян в 20-м веке

Для понимания проблем, стоящих сегодня перед армянской диаспорой, необходимо ясно представлять себе ужасающие итоги не только геноцида, но и трагедий, преследующих наш народ в течении всего последнего столетия. Людские потери во время этих катастроф повлияли не только на численность нашей нации, но и на ее совокупное качество (в частности, внедрив в армянские массы так называемую психологию "выживания", предпочтение во всем личному и семейному интересу).

Проведенный в четыре этапа геноцид армян, с 1894 по 1922 гг., уничтожив армянскую цивилизацию на большей части ее автохтонной территории, отнял жизни более 2.000.000 человек (около 300.000 армян было уничтожено в 1894-96 гг., 1.5 миллиона в 1915-16 гг., около 300.000 в 1918-1922 гг.).

Провозглашенная в 1920-1921 гг. в центральной части Восточной Армении маленькая Советская Армения, за семидесятилетний период относительного мира и стабильного развития, сумела обеспечить серьезный прогресс в области экономики и культуры. Но в течение этого же времени армяне понесли огромные человеческие потери. Так, в 1920-1921гг. был репрессирован почти весь армянский офицерский корпус, закаленный в период независимости в национальном духе. В 1930-е гг. жертвой большевистских репрессий стал цвет армянской интеллигенции, наряду с тысячами рядовых граждан. В 1941-1945 гг. в Великой Отечественной войне приняли участие около 600.000 армян, из которых около 300.000 погибли. Для того, чтобы представить насколько эта цифра ужасна для малочисленного армянского народа, достаточно отметить, что во время Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки и Великобритания потеряли почти столько же, соответственно – 291.557 и 357.116 погибших.

Организованная сталинским режимом в 1949 году депортация армян из Армении в Алтайский край стала причиной для тысяч новых потерь. Беспрецедентно благоприятным периодом стабильности и экономического роста было время с 1954 по 1988 годы. Однако, начиная с 1988 г., существование армянской нации на этом последнем u1086 осколке Армении вновь было поставлено под вопрос: Спитакское землетрясение унесло жизни 25-30 тысяч человек и полностью разрушило почти треть страны, включая большие армянские города Гюмри и Ванадзор. В последующей Карабахской войне погибло около 10 тысяч армян. Сопровождалось все это эмиграцией, не прекращающейся и по сей день. Из Армении уже выехало более миллиона человек.

К сожалению, за геноцидом последовал долговременный период, в течение которого армянам просто запретили в открытую говорить о своих жертвах и потерях, думать о путях выздоровления. Следует отметить, что Советская Армения не стала формой армянской государственности (как бы ни старались приписывать ей подобные функции), а являлась идеологически колонизированной и чуждой по отношению к национальным ценностям квази-государственной единицей, частицей могущественной империи, с ее анациональной партийно-государственной элитой. Советская Армения не могла (да и не предполагала) преодолеть последствия геноцида, включая самое главное – реституцию исконно армянскиx территорий или хотя бы их части (будь то в Восточной или Западной Армении), что только и могло обеспечить безопасное развитие армянской нации в случае возможного распада Советской империи. Не был, да и не мог быть решен вопрос и о другом изнуряющем последствии геноцида – постоянно проходящем в диаспоре процессе ассимиляции – «белый геноциде».

Возможность прибегнуть к организованной борьбе во имя восстановления национальных прав у армян появилась довольно поздно, только начиная с 1960-х годов. Подобная потеря времени обошлась дорого – за это время десятки тысяч армян стали жертвой «белого геноцида», а враг еще более укрепился на завоеванных позициях.

Естественно и понятно, что подобные территориальные, духовные, культурные, материальные и людские потери должны были повлиять и на общий интеллектуальный и нравственный потенциал нации. Однако именно эти прискорбные факты должны воодушевить нас, ибо вряд ли нашелся другой народ, которому удалось бы выдержать все это и не исчезнуть с лица земли. А значит, наша нация обладает беспримерным потенциалом и волей к жизни, которые необходимо срочно задействовать и противопоставить силам и настроениям, пропагандирующим пораженчество, и даже добровольный отказ от независимости.

 

 

О потерях: информация из информационно-аналитического журнала "Византийское наследство"№3,2002, с.15-17.

 

 

 



Источник: http://www.journalist-pro.com/2011/04/24/itogi_genocida_armjanskogo_naroda.html
Категория: Статьи | Добавил: genocide (19.07.2011) | Автор: Влада Эмет
Просмотров: 1447 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1
А как насчет геноцида адыгов, совершенный царской Россией?
avatar
0
2
Альберт напишите  ссылку почитаю
avatar
Вход на сайт
Поиск

Создано М.М.  © 2008 - 2017

Конструктор сайтов - uCoz